Что такое задвижка на трубопроводе
В данной статье мы расскажем о том, какие бывают задвижки на трубопроводе, и как они работают.
Задвижка на трубопроводе — это разновидность запорной арматуры, с помощью которой перекрывают поток транспортируемой по трубе среды. Ее устанавливают на магистральные инженерные системы. Благодаря этим механизмам можно включать и выключать подачу жидкости или газа в разные сегменты сети, подключать дополнительное оборудование и резервуары, проводить регламентные работы и ремонт.
В этом материале рассмотрим подробнее, что из себя представляет задвижка и какие виды запорной арматуры предлагают производители.
Конструктивные особенности
Классическая задвижка для трубопровода состоит из таких элементов:
- Корпус — в нем установлены подвижные элементы механизма, есть патрубки или фланцы для крепления на трубе и отверстие для рабочей среды. Корпус защищает подвижные детали от внешних воздействий и выдерживает давление жидкости или газа внутри. Его делают максимально прочным и покрывают специальными составами для защиты от коррозии.
- Крышка — съемный элемент корпуса, размещенный в верхней части. Необходим для получения доступа к внутренним компонентам для их ремонта или замены.
- Затвор — главный рабочий элемент задвижки. В закрытом состоянии он перекрывает проходное отверстие и не дает рабочей среде протекать сквозь арматуру. Эта деталь может иметь форму клина или пластины. Для дополнительной герметизации в местах прилегания затвора к корпусу предусмотрены эластичные уплотнители.
- Шпиндель — стальной шток, соединенный с затвором. При его вращении рабочий элемент становится в положение «закрыто» или «открыто». Он может быть стационарным или выдвижным в зависимости от конструкции арматуры.
- Средства управления — в самом простом случае для прокрутки шпинделя используется поворотная рукоятка. Также вместо нее устанавливают электрические или пневматические приводы. Для уменьшения прилагаемого усилия в механизм управления встраивают редуктор.
Принцип работы арматуры достаточно простой и состоит из таких стадий:
- В положении «открыто» клиновидная задвижка или шибер не перекрывают проходное отверстие. Поток транспортируемой среды беспрепятственно проходит через корпус.
- При вращении рукоятки или подачи управляющего сигнала на привод шпиндель начинает вращаться и перемещает затвор. Он занимает положение «закрыто» и полностью герметизирует проходное отверстие. Поток рабочей жидкости или газа перекрывается.
- Для повторного включения нужно вращать рукоятку или привод в обратном направлении. Затвор поднимается и освобождает отверстие. Рабочая среда снова начнет двигаться через корпус арматуры.
Преимущества и недостатки задвижек
Рассматриваемая запорная арматура имеет несколько плюсов:
- Ее устанавливают на трубопроводы с любой рабочей средой, неагрессивной к материалу задвижки. Для труб, по которым прокачивают ГСМ, нефтепродукты и некоторые виды газов делают арматуру из коррозионностойких материалов.
- Задвижки подходят для инженерных сетей, по которым протекает среда с большим давлением и температурой. Во избежание поломок нужно правильно подбирать характеристики этих механизмов на основании спецификации к проекту.
- Конструктивные особенности корпуса уменьшают гидравлическое сопротивление, которое арматура создает в трубопроводе. В открытом положении затвор находится вне потока жидкости, поэтому задвижки подходят для систем, в которых рабочая среда движется с высокой скоростью
- При открывании и закрывании задвижка перекрывает проходное отверстие постепенно, что исключает возникновение гидравлических ударов.
Из-за больших размеров корпуса эти механизмы сложно устанавливать в ограниченном пространстве. Шпинделем с управляющей рукояткой неудобно пользоваться в трубопроводных лотках, колодцах. Кроме того, задвижка медленно перекрывает поток рабочей среды, так как для перемещения затвора в положение «закрыто» нужно совершить несколько оборотов.
Сферы применения
Задвижки универсальны и просты в использовании, поэтому их часто используют при прокладке трубопроводов разного назначения. Их устанавливают на трубы, по которым прокачивают нефть и газ, питьевую и техническую воду, теплоносители, пар, вязкие жидкости и вещества с твердыми частицами.
В зависимости от планируемого способа применения различают такие виды арматуры:
- Водопроводные — их монтируют в трубопроводах холодного и горячего водоснабжения, технических инженерных коммуникациях. Они перекрывают поток, чтобы отремонтировать часть труб, отключить потребителей для регламентного обслуживания системы.
- Пожарные — применяют для подачи воды в системы пожаротушения и для подключения пожарных гидрантов.
- Отопительные — предназначены для трубопроводов, по которым подают теплоноситель от централизованных котельных. Они выдерживают очень высокую температуру и давление.
- Канализационные — предназначены для безопасной эксплуатации систем водоотведения. В таких сетях обычно применяются шиберные устройства, специально предназначенные для работы с вязкими средами, такими как сточные воды с высоким содержанием твердых частиц.
- Газовые — отличаются повышенной герметичностью, чтобы избежать утечки газа в процессе эксплуатации трубопровода.
Разновидности задвижек
Производители запорной арматуры предлагают потребителям разные задвижки, которые отличаются друг от друга конструктивными особенностями и назначением.
Рассмотрим основные критерии классификации.
Материал корпуса
Рабочая среда в трубопроводе большого диаметра находится под высоким давлением, что может привести к поломке арматуры. При этом на инженерные коммуникации оказывается также внешние воздействия. По этой причине материалы для изготовления корпусов подбирают с учетом их прочности и коррозийной стойкости.
В строительстве популярны такие разновидности:
- Чугун — корпуса делают из особого сплава с добавлением шарового графита. Это относительно недорогой материал для задвижек в ЖКХ. Их производят методом литья и покрывают эпоксидными составами, чтобы избежать коррозии при контакте с водой, кислородом и агрессивными веществами.
- Углеродистые сплавы и нержавеющая сталь — наиболее популярный материал для корпусов и деталей запорной арматуры. Сталь хорошо выдерживает температурные колебания и механические воздействия. Производители используют сплавы различных типов в зависимости от требуемых характеристик задвижек. Для защиты от коррозии применяют особые лакокрасочные покрытия. Нержавейка, ввиду высокой цены, подходит для систем, по которым протекают агрессивные вещества.
- Латунь — из этого материала делают задвижки для трубопроводов среднего и малого диаметра. Этот сплав не подвержен коррозии и имеет большой срок службы, но обходится дешевле нержавеющих сталей.
Материал уплотнителя
Герметизирующие прокладки необходимы в местах прилегания затвора к корпусу, чтобы избежать утечки жидкости в закрытом состоянии. Для их изготовления используют жесткие и эластичные материалы.
Наиболее популярен синтетический каучук. Он хорошо переносит высокое давление, механические воздействия и контакт с химическими веществами. Если по трубам транспортируют кислотную среду, в задвижках устанавливают уплотнители из фторкаучука.
В некоторых моделях уплотнение производится путем наплавки латуни или стали на корпус. В процессе производства седло точно подгоняют под затвор, чтобы избежать протеканий.
Тип затвора
Основным рабочим элементом арматуры является затвор. От его типа зависит способность механизма плотно перекрывать поток рабочей среды с определенными характеристиками. Он влияет также на срок эксплуатации и особенности обслуживания задвижки во время использования.
Производители предлагают такие разновидности:
- Клиновый — наиболее распространенный вариант. Клин делают из чугуна, стали или латуни, дополнительно сверху могут покрывать слоем резины. При вращении шпинделя он опускается поперек проходного отверстия и упирается в седло корпуса. Арматура этого типа надежна и герметична. Минус — возможность заклинивания в закрытом состоянии.
- Параллельный — запирающий элемент представляет собой два диска, которые перемещаются вверх и вниз в корпусе, закрывая или открывая поток. Они герметично перекрывают проходное отверстие, меньше изнашиваются в процессе эксплуатации и реже заклинивают.
- Шиберный — затвор имеет форму металлической пластины с острым краем. Такие задвижки используют в канализационных системах и в трубопроводах, по которым протекают загрязненные или вязкие среды. Благодаря острой кромке рабочий элемент рассекает волокна и твердые комки при закрывании.
- Шаровые — конструктивно напоминают классический шаровый кран. В открытом состоянии отверстие в сферическом запорном элементе располагается параллельно потоку и пропускает его. В закрытом оно располагается перпендикулярно оси, что полностью исключает протечки.
Способ управления
Управлять задвижкой можно вручную с помощью маховика. Рукоятка круглой формы закреплена на шпинделе. При его вращении по часовой стрелке запорный элемент опускается, а против — поднимается.
В арматуре больших диаметров для этого нужно прилагать большое усилие. Чтобы снизить его, в конструкции устанавливают редуктор.
Для автоматизации на задвижки монтируют электрические приводы. Они представляют собой электромоторы, которые вращают шпиндель в нужном направлении. Команды подают с помощью кнопок или дистанционным способом.
Кроме того, возможна установка пневматических и гидравлических приводов, но эти варианты встречаются редко.
Номинальное давление
Задвижки при строительстве трубопроводов подбирают с учетом давления, под которым находится транспортируемая среда. Если характеристики арматуры не будут соответствовать параметрам инженерной сети, корпус лопнет, что приведет к утечке жидкости или газа.
Номинальное давление изделия указывают в маркировке и технической документации. Его обозначают буквами РУ или PN. Цифра обозначает предельную величину в кгс на см2.
Наиболее распространенные модели:
- РУ 4 — рассчитаны на трубопроводы, работающие с минимальным давлением до 4 кгс/см3;
- РУ 10 — арматура, которую можно устанавливать на трубопроводы с внутренним давлением до 10 кгс/см2;
- РУ 25 — прочные изделия для высоконагруженных систем, которые не ломаются под нагрузкой до 25 кгс/см2.
Обратите внимание, что задвижки подбирают не только с учетом давления. Обязательно принимают во внимание температуру жидкости или газа.
Предельные температуры
Для эксплуатации задвижек важны внешние условия, то есть их климатическое исполнение, а также температура жидкости или газа внутри. С учетом этих параметров подбирают материалы для изготовления корпуса и внутренних элементов.
Например, чугунная арматура становится хрупкой при сильном охлаждении и может разломиться при ударе. Поэтому ее эксплуатируют при температурах не ниже — 15°С. Стальные сплавы можно охлаждать до – 40°С без потери их свойств. Поэтому они подходят для более суровых условий эксплуатации.
Максимальная температура также важна. Чугунные корпуса сохраняют свойства при транспортировке потока до + 80°С. Сталь с жаропрочными добавками или легирующими компонентами выдерживает нагрев до + 450°С.
При покупке учитывают климатическое исполнение арматуры. Оно обозначается в маркировке символами У1, УХЛ1 и другими. Расшифровку каждой аббревиатуры можно найти в ГОСТ 15150–69.
Размеры
Задвижки для труб подбирают с учетом их диаметра. От этого зависит, можно ли подключить арматуру с помощью фланца или патрубка к имеющейся инженерной сети. Также важны следующие параметры:
- Размеры корпуса — от них зависит, поместится ли задвижка в выделенном для ее установки пространстве;
- Номинальный диаметр — его обозначают буквами DN или ДУ. Он должен совпадать с аналогичным параметром трубы, к которой подключают механизм.
Класс герметичности
Его определяют согласно действующим ГОСТ в ходе испытаний. Чем большим будет класс герметичности, тем надежнее получится инженерная инфраструктура.
Маркировка А говорит о том, что в закрытом состоянии никаких утечек не допускается. Большая часть запорной арматуры соответствует этому классу.
Также ГОСТ 9544–2015 предусматривает другие классы герметичности от B до D. Однако такие задвижки не будут достаточно надежными.
По исполнению шпинделя
Для строительства трубопроводных коммуникаций используют арматуру с двумя типами шпинделей:
- Выдвижной — при перемещении затвора в положение «открыто» шпиндель выдвигается вверх за пределы корпуса. Из-за этого его габариты увеличиваются.
Плюс этой конструкции — повышенная устойчивость к износу, так как основные элементы не контактируют с потоком. Однако в этом случае арматуру нельзя установить в ограниченном пространстве.
- Невыдвижной — он всегда располагается в корпусе задвижки. Эти модели используют, когда в месте установки недостаточно места для размещения шпинделя в открытом состоянии.
Минус в том, что в случае поломки придется снимать крышку и разбирать весь механизм, что увеличивает затраты на обслуживание.
Хранение и монтаж задвижек
Для сохранения целостности арматуры необходимо соблюдать предусмотренные производителем правила при ее транспортировке и хранении. Для этого нужно использовать заводскую упаковку или чистую тару, которая по размеру соответствует задвижке.
Способ установки зависит от типа присоединительных элементов:
- Фланец — арматуру крепят к трубе с помощью плоских площадок с отверстиями и болтов с гайками. Так устанавливают большие по размеру корпуса, получая разборное соединение.
- Резьба и муфты — этим способом монтируют изделия среднего диаметра. Для крепления муфту накручивают на резьбу трубы и задвижки. Получается разъемное соединение.
- Сварка — редкий способ монтажа. Для установки задвижку приваривают к торцам трубы. Получается неразборное соединение, для замены изделия при его поломке придется резать трубопровод.
Выводы
Задвижки — обязательный элемент любой трубопроводной системы среднего и большого диаметра. Для повышения надежности и удобства эксплуатации необходимо правильно подобрать арматуру по характеристикам. Помочь в этом может спецификация в проектной документации или консультации наших менеджеров.
В интернет-магазине Наружные трубопроводы представлены фланцевые задвижки всех размеров.