Отличие затвора от задвижки на трубопроводе
В данной статье мы расскажем, чем отличается задвижка от затвора на трубопроводе.
Задвижка и затвор — это разновидности запорной арматуры, с помощью которой перекрывают жидкость или газ в трубопроводе. Они выполняют одинаковую задачу, но имеют разную конструкцию и эксплуатационные параметры. От правильности выбора нужного варианта зависит надежность инженерной сети и простота управления ею.
Конструктивные особенности задвижек
Классическая задвижка — это механизм, который перекрывает жидкость или газ. В зависимости от вида рабочего элемента они могут быть клиновыми или шиберными.
Главная особенность этой арматуры в том, что в открытом состоянии запирающая часть находится вне потока транспортируемой среды, не омывается им и не уменьшает проходной диаметр трубопровода.
Для приведения в действие задвижки необходимо несколько раз повернуть рукоятку штока. Он двигает запорный элемент до тех пор, пока не закроет трубу.
Такая конструкция имеет несколько преимуществ:
- Задвижка полностью перекрывает поток жидкости или газа, так как запорный элемент герметично прилегает к седлу;
- Она сохраняет свои характеристики в широком диапазоне температур и давлений, предельные значения зависят от модели арматуры, материала изготовления корпуса и внутренних деталей;
- Механизмы создают практически нулевое гидравлическое сопротивление в открытом состоянии, так как запорный элемент не находится в потоке.
Минус этих изделий — большие размеры и вес. Чтобы удалить запирающий элемент из среды, в корпусе должно быть место для него. Кроме того, длинный шток создает дополнительные сложности. Такую арматуру нельзя установить в ограниченном пространстве.
Еще один недостаток — медленное перекрывание жидкости или газа. Для перемещения клина или шибера в положение «закрыто» нужно сделать несколько оборотов рукоятки.
Конструктивные особенности затворов
Традиционный дисковый затвор — это запорная арматура небольших размеров, в которой для перекрытия среды используется поворотный диск. В отличие от задвижек, в открытом состоянии он находится в потоке, но повернут параллельно центральной оси трубы.
В закрытом состоянии его поворачивают на 90°, благодаря чему он перекрывает проходное отверстие. Кроме того, можно зафиксировать диск в промежуточном положении, чтобы уменьшить скорость потока.
Основные преимущества затворов:
- Из-за особенностей механизма эта арматура имеет небольшой вес и размеры, ее можно установить в ограниченном пространстве трубопроводного лотка;
- Конструкция затвора проще, чем задвижки, поэтому он меньше ломается, не нуждается в сложном обслуживании;
- Затворы могут иметь больший диаметр и подходят для управления в магистральных трубопроводах;
- Для перекрытия нужно повернуть рукоять на 90°. Это происходит быстрее, чем вращение ручки задвижки.
Но у этих изделий есть несколько существенных минусов:
- Находящийся в потоке диск создает гидравлическое сопротивление, уменьшает проходной диаметр трубы;
- Из-за особенностей конструкции не гарантируется плотное перекрывание среды, особенно после износа арматуры;
- Для поворота затвора в трубах больших диаметров требуется большое физическое усилие. Чтобы упростить процесс, к ним встраивают редукторы.
Какой вариант выбрать
При прокладке трубопроводов инженеры используют и задвижки, и затворы. Их применяют для инженерных сетей, по которым транспортируют воду и неагрессивные жидкости, водяной пар, газы, нефтепродукты и агрессивные среды.
При выборе нужного варианта учитывают такие нюансы:
- Затвор быстрее закрыть и открыть, для автоматизации можно применять электрические или пневматические приводы. Но при этом в трубе существует риск возникновения гидроудара, который может разгерметизировать систему.
- Задвижка более устойчива к воздействию агрессивных сред, подходит для ГСМ, нефтепродуктов;
- При использовании затворов возможны небольшие утечки, особенно при износе. Задвижка обеспечивает отличную герметичность при правильной установке;
- Затворы меньше по размерам, их легче установить в ограниченном пространстве.
Ключевые моменты:
- Фланцевые задвижки отличаются высокой прочностью и надежностью, что делает их идеальными для эксплуатации в условиях высоких давлений и температур. Однако они более дорогие и сложные в установке.
- Затворы межфланцевые обеспечивают быстрое открытие и закрытие потока, имеют более простую конструкцию и низкую стоимость, но могут быть менее эффективны в условиях высоких давлений и агрессивных сред.
Таким образом, задаваясь вопросом: «затвор и задвижка — в чем разница?», можно ответить : если требуется надежное и быстрое полное перекрытие потока без необходимости регулирования, лучше выбрать задвижку. Однако если необходимо точное регулирование потока или работа системы предполагает частые изменения в режиме работы, предпочтительнее использовать затвор.
Компания «Наружные трубопроводы» предлагает комплектующие для прокладки трубопроводов различного назначения из разных материалов. Подобрать запорную и управляющую арматуру можно на сайте нашего магазина или с помощью менеджеров отдела продаж.